Знать, чтобы понять, уберечь и помочь

Проект приказа о проведении социально-психологического тестирования школьников и студентов в рамках закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ», вступившего в силу в декабре 2013 года, размещен на едином портале для обсуждения. Тестирование школьников от 13 до 15 лет на употребление ими психотропных и наркотических веществ предлагается организовать в рамках ежегодного медосмотра и проводить по желанию в присутствии родителей. За основу взяты вопросы из вопросника Кеттела – «одного из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране», говорится в приложении к приказу. Так, у школьников спрашивают: «Если бы волшебник превратил тебя в дерево, ты предпочел бы быть: а) одинокой величественной сосной на вершине утеса; б) яблоней во фруктовом саду; в) не знаю»; «Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда мерещились человеческие лица и фигуры: а) да; б) нет; в) не уверен»; «Оказавшись в Испании XIX века, что бы тебя могло заинтересовать: а) концерт старинной гитары и веселые испанские песни; б) бой воинов, который нередко заканчивался человеческими жертвами; в) не уверен».
Минобрнауки интересуется друзьями тестируемого. К примеру, у школьника спрашивают, у кого больше друзей – у него или его одноклассников. Интересуются, не кажется ли ему, что его одноклассники после школы устроятся в жизни лучше, чем он; считает ли кто-то из одноклассников его близким другом. У школьников спрашивают, ухудшается ли у них аппетит перед волнующим событием, предпочитают ли они пойти в музей или пообщаться с друзьями, хотят ли они стать другим человеком, испытывают ли тревогу, говорят ли они когда-нибудь о ком-то плохо.
Личные вопросы тоже есть в анкете: предпочел бы школьник потратить полчаса на чтение книги «про путешествия и открытия» или «смешной и веселой»; бывает ли так, что он теряет во сне близких друзей, родственников.
Часть вопросов касается школьных занятий: «Бывает ли так, что часто ты затрачиваешь на приготовление домашних заданий больше времени, чем требуется?», «Хотел бы ты учиться в школе, где надо ходить не на все уроки, а только на те, которые тебе кажутся наиболее легкими?»
КАЖДЫЙ школьник имеет право отказаться от прохождения теста – заставить подростка никто не может. В кабинете, где будет проходить анкетирование, должен будет присутствовать представитель родительского комитета, а переговоры между заполняющими тесты учениками будут под строгим запретом. Время прохождения теста – 45 минут. В опроснике – 142 вопроса.
Сами тесты поделены на два типа – для учащихся от 13 до 15 лет и второй вариант для школьников от 15 лет и старше. По ответам школьников, после сложной системы расчета и заполнения крестиками всех квадратиков в специальной таблице, можно будет понять, есть ли у ребенка признаки аддиктивного поведения (склонности к пагубной привычке) и относится ли он к группе риска. Для определения используются четыре главных фактора: эмоциональная стабильность-нестабильность, низкая и высокая нормативность поведения, подозрительность (доверчивость), низкий и высокий самоконтроль. Главный критерий, которым оперируют психологи, – ненормативность поведения. Решающее значение в интерпретации теста будет отдано степени принятия моральных норм. Низкие показатели именно этого критерия в сочетании с
низкими показателями степени эмоциональной устойчивости и самоконтроля и высоким показателем неискренности, «являются основанием для отнесения респондента к группе риска». Те, кто по результатам теста будет отнесен к этой группе, должны будут пройти медосмотр, чтобы определить, употребляют они наркотики или нет.
В ключах к тесту есть ответы, по которым можно определить, лжет ли школьник, легкомыслен ли он, застенчив, возбудим, лидер или предпочитает подчиняться. Однако при оценке, наркоман школьник или нет, эти факторы не учитываются.
В приложении к приказу также есть инструкция для учителей, которые должны объяснить школьникам, что в тесте нет верных и неверных ответов, так как «каждый прав по отношению к своим собственным взглядам». Отвечая на вопросы, надо помнить о четырех правилах: дать первый ответ, который вам придет в голову, не нужно увлекаться ответом «не знаю», не пропускать вопросы и отвечать честно.
Судя по тому, что прошлое анкетирование пятиклассников в одной из московских школ с вопросом о том, сколько раз они нюхали ингалянты и употребляли ли марихуану, с треском провалилось. Тогда миздрав РФ признало тест неудачным, но попыток разработки новых тестов не оставило. Анкетами и вопросами занялось минобрнауки. Новый вариант, хоть и не с прямыми вопросами, теперь предложен на обсуждение родителей и учителей.
 
Лариса СВЕТЛОВА.
Уважаемые тавдинцы, предлагаем вам оформить подписку на газету «Тавдинская правда». Чтобы быть в курсе всех последних новостей в округе и области: образование, ЖКХ, культура, медицина, интересные люди Тавды и многое, многое другое. Предлагаем уникальную возможность оформить подписку на очень выгодных условиях, сэкономив при этом семейный бюджет. С этого года у всех наших подписчиков есть возможность раз в год бесплатно разместить поздравление для своих близких. Все подробности по телефонам: (34360) 5-26-18 или по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Ленина, 78а (бывшая аптека «АСКО-сервис»), 1 этаж.