"Земский учитель" – это звучит модно

1 января 2020 года в России стартовала программа «Земский учитель». Программа призвана обеспечить преподавательскими кадрами школы сельских районов и малых городов (до 50 000 жителей). Тавдинский городской округ, который отлично подходит под все условия, уже принял двух новых приезжих учителей. Что привлекает учителей в села и маленькие города и зачем им это нужно, разобрался корреспондент «ТП»
 
Из простых учителей – в миллионеры
 
Небольшие зарплаты, малоразвитая инфраструктура, большая нагрузка из-за недостатка кадров – все это заставляет квалифицированных учителей покидать деревни, села и маленькие города, и переезжать в другие места за хорошей жизнью. Чтобы сохранить высокий уровень образования и не перекрывать дефицит учителей в малочисленных населенных пунктах низкоквалифицированными педагогами, Президент РФ Владимир Путин предложил идею о разработке социальной программы, получившей название «Земский учитель». С 1 января 2020 года программа успешно начала свою работу, срок приема заявок закончился 15 апреля, и многие школы уже с радостью приняли долгожданных учителей.
Для участия в программе кандидат должен соответствовать определенным требованиям, например, по уровню образования и возрасту (от 18 до 55 лет). Также кандидат обязуется отработать в выбранном месте не менее 5 лет.  При этом отбор учителей производился на конкурсной основе, а это значит, что школы пополнились не просто новыми учителями, а высококвалифицированными кадрами.
Список условий достаточно обширный, понятный, и не вызывает особого интереса у обычного человека, не имеющего отношения к преподаванию. Но есть одно условие, которое все же цепляет глаз. Это пункт о денежных выплатах в размере 2 млн. рублей для Дальневосточного федерального округа и 1 млн. рублей для остальных населенных пунктов. Педагоги, получившие государственную помощь в размере миллиона рублей, могут потратить деньги на: выплату ипотеки, покупку квартиры, строительство дома.
 
ВРЕЗКА: Выплата в 1 млн. рублей – не единственное преимущество, которое получает участник программы «Земский учитель». Кроме этого учителю положены:
  • Компенсационные выплаты за переезд и перевозку личных вещей и мебели;
  • Получение зарплаты даже во время переезда;
  • С момента заключения договора и на протяжении трех лет получение ежемесячной суммы, обозначаемой как «подъемные»;
  • Полная оплата всех необходимых учебных материалов;
  • Льгота на проезд по месту жительства и пригороду в размере 50 процентов;
  • Отказ от выплаты в 1 млн. руб. в пользу льготной ипотеки.
 
В деревню за стабильным будущим
 
Программа «Земский учитель» поменяла жизнь многих российских учителей. Чтобы начать учебный год в новой школе, некоторым из них пришлось преодолеть сотни, а то и тысячи километров. Например, Инне Кочугуевой, которая в середине августа приехала работать в школу поселка Карабашка из Пензинской области.
- Я приехала из Пензинской области, где более 20 лет отработала учителем начальных классов, -  рассказывает свою историю Инна Викторовна. – Так случилось, что по семейным обстоятельствам с февраля я осталась без работы. Как раз в то время в связи с коронавирусом и обстановка гнетущая была. И вот в соц.сетях я случайно наткнулась на группу учителей, которые собирались принять участие программе «Земский учитель». Почитала, взвесила все «за» и «против», и решила попробовать свои силы. Вот так я оказалась в этой программе.
«Земский учитель» дает кандидату право выбора будущего места работы. Главное, чтобы оно не совпадало с его фактическим местом проживания. Кто-то стремился выбрать школу, которая располагается максимально близко к его родному городу, но Инна Викторовна кардинальных перемен не побоялась. 
- Выбирая место работы, я в первую очередь смотрела на транспортную доступность, - продолжает сельский учитель. -  В нашей семье был опыт проживания в отдаленных населенных пунктах, и там с транспортом было плохо. В этом плане Карабашка меня устроила. Во-вторых, я смотрела на общую обстановку: какая школа, что в ней есть, какая численность населения поселка. И в-третьих, когда-то давно я здесь была, и у меня остались хорошие впечатления. Ехать сюда мне было легко. По характеру я достаточно быстрая на сборы, к тому же у меня уже был настрой на переезд, я была к нему готова.
Переезд – это еще полдела. Впереди у земских учителей новая местность, новая школа, новые люди и новое жилье. И сложатся ли все элементы в цельную гармоничную картину, заранее никто не знает. Нашему же учителю повезло по всем пунктам.
- На сегодняшний момент меня устраивает все. Признаться, даже не ожидала такого теплого приема. А по школе могу сказать, что даже не все городские учебные заведения укомплектованы так, как карабашинская школа. Например, на моей прежней работе интерактивная доска и проектор были не в каждом кабинете, а здесь – в каждом. Поэтому эта сельская школа даже выигрывает по сравнению с некоторыми городскими. Мое жилье мне тоже нравится, я приехала и мне в первый же день показали мой дом. Никаких трудностей с этим не возникло, самой ничего искать не пришлось. Полученный миллион я планирую потратить на улучшение жилищных условий.
Новый учебный год уже начался. А значит, начался и обратный отсчет тех пяти лет, которые Инне Викторовне необходимо отработать в карабашинской школе. Неужели спустя пять лет школе вновь потребуется учитель?
- Я никому никогда не говорила, что отработаю пять лет и сразу уеду из Карабашки. Я настроена работать, я ожидаю от нового места стабильности. Стабильности в работе, в обстановке, в общении, во взаимодействии как с детьми, так и с коллективом. Поэтому вполне возможно, что впереди у меня еще много лет работы в этой школе.
 
Где родился, там и пригодился
 
Педагогический коллектив школы №9 этим летом также пополнился молодым специалистом. По программе «Земский учитель» к ним прибыла Татьяна Цыбина, для которой, к слову, участие в программе – это возможность вернуться в родной город.
- Я приехала из Екатеринбурга, - рассказывает молодой специалист. - В 2018 году я окончила университет и сразу устроилась работать воспитателем в коррекционную школу-интернат №11. Отработала там два года и вот сейчас перевелась в тавдинскую школу №9 по программе «Земский учитель». Я знала, что есть программа «Земский доктор», и ждала, что начнет работать такая же программа для учителей. С января 2020 года такая программа заработала и я решила попробовать свои силы. По профессии я учитель начальных классов, я хотела связаться жизнь с этой профессией в любом случае.
Чтобы принять участие в программе, нужно пройти конкурсный отбор. Татьяна Андреевна не просто прошла его успешно, но и смогла получить работу в своей родной школе.
- Конкурс был сложный, было несколько этапов. В заявке указывается фактическое место проживания, при этом прописка значения не имеет, а так как я окончила университет в Екатеринбурге, там жила и работала, то успешно прошла конкурс и смогла вернуться в родную школу №9 уже в качестве учителя. В Тавдинском городском округе для работы было только два варианта: школа в Карабашка и школа №9 в Тавде. А по условиям программы, если кандидат идет работать в ту образовательную организацию, которую окончил сам, ему добавляют дополнительные баллы. Это увеличивает шансы пройти по конкурсу. Да мне и самой хотелось попасть в свою же школу. Мои бывшие учителя давно ждали меня, звали на работу. Когда приезжала в Тавду и приходила к ним в гости, всегда спрашивали, когда я приду к ним работать. И вот я вернулась. Планирую остаться в Тавде, приобрести свое жилье и дальше здесь работать.
И пусть новый учебный год Татьяне Андреевне предстоит начать в стенах родной школы, кое-какие перемены ее все же ожидают. И она им только рада, ведь это новые знания и бесценный опыт.
- Я работала в школе-интернате, также проводила занятия с детьми. Правда, классы у нас были маленькие, по 6-7 человек, так школа коррекционная. Мои ученики были глухие. Можно сказать, что работала я не совсем по профессии. Да, это тоже педагогика, но немножко другая. Сейчас буду работать уже непосредственно по профессии, то есть сейчас в моей работе произойдут существенные изменения. Возможно мне бы хотелось продолжить работать в Екатеринбурге, но раз уж с января начала действовать программа, я решила приехать в Тавду. Буду работать с первоклашками. От этих перемен я жду профессионального и личностного роста, хорошей отдачи от учеников и их родителей.
Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделиться с друзьями: