К чему стремится в жизни современная молодежь
сб, 2015-11-14 16:05
Любое общество всегда стремится понять, что собой представляет молодежь, какие у нее ценности, чем она отличается от своих родителей, близких поколений. Сегодня жизненные вызовы совсем другие. Понимает ли нынешняя молодежь свои реальные и профессиональные перспективы, способна ли в свои 15-18 лет думать о своем будущем, ведь через 10-15 лет ей предстоит занять наши места. Начальник отдела Тавдинского ЦЗН Ирина МИЩЕНКО рассказала «ТП», как меняются жизненные приоритеты у сегодняшних подростков.
- Как обстоит дело с профессиональным самоопределением подростков?
- Постоянное общение с подростками позволяет сделать вывод, что четкость в профессиональном самоопределении прослеживается далеко не у всех. Что подтверждают и результаты мониторинга на определение профессиональных предпочтений учащихся 9-10-11 классов: из 480 респондентов с выбором профессии определились лишь 256 человек (всего-то 53%).
Очень часто на профессиональный выбор влияет мнение родителей. Например, после тестирования на определение профессиональных склонностей, причем, рекомендации абсолютно совпадают с личными предпочтениями ребенка, он в ответ говорит, что эта профессия не нравится родителям и, во-первых, он пойдет учиться туда, где видят его родители, а уже, во-вторых, если получится, будет получать профессиональное образование с учетом личного интереса.
- Есть ли у ребят определенные знания о мире профессионального труда?
- На этот вопрос можно ответить положительно: участие в программе по временной занятости подростков в свободное от уроков время (работа на различных предприятиях городского округа); изучение обязательной учебной дисциплины технология, одна из целей которой – заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях.
- Понимают ли подростки, что нужно делать для овладения выбранной профессией?
- Часто молодые люди не только не умеют, но и не проявляют желания выстраивать жизненную перспективу. Здесь на помощь должны прийти взрослые, педагоги в том числе, которые организуют обучение в профильных классах с учетом предполагаемого детьми профессионального выбора.
Из того, что уже сейчас предпринимается ребятами для достижения мечты, – спорт, занятия с репетитором, учеба в музыкальной школе.
- Что думают по этому поводу родители?
- Здесь важно понять, как родители влияют на формирование иерархии ценностей у детей. Многих интересует, в первую очередь, не конкретный профессиональный выбор, а уровень профессионального образования и в большинстве случаев – в пользу высшего образования. В данном случае я обычно говорю, что больших высот в профессии добивается тот, кто прошел все ее этажи. К тому же, опыт работы в службе занятости показывает, что далеко не всем удается реализовать полученное высшее образование.
И еще, родители не должны все решать за собственное чадо. Конечно, поддерживать ребенка надо. Но не стоит вместо него искать жизненные пути. Потому что последствия для молодых людей будут неблагоприятные. Немногие родители сегодня это понимают.
- Могут ли учителя помочь подросткам в профессиональном самоопределении?
- Не только могут, но и реально содействуют этому. Например, как уже ранее говорилось, в рамках предмета технология, организации профильных классов, через встречи с представителями образовательных организаций профессионального образования, приглашение на классные часы и другие мероприятия специалистов службы занятости, представителей конкретных профессий.
Вообще подросткам нужен старший наставник, это может быть тренер в спортивной секции, преподаватель музыки, мастер производственного обучения, кто угодно. Пользующийся уважением педагог играет в жизни подростка очень важную для этого возраста роль наставника, становится носителем базовых жизненных ценностей.
- Какие выводы можно сделать?
- Хотя подростковый возраст – самое благоприятное время для профессионального самоопределения, но этого не происходит. У ребят очень слабые знания о мире профессионального труда. Как показывают результаты мониторинга и общение с подростками, правильный профессиональный выбор для них – проблема. Я всегда советую ребятам изначально определить личные интересы и предпочтения (то есть, чем им нравится заниматься в свободное от учебы время), соотнести их с критериями, предъявляемыми понравившейся профессией к состоянию здоровья и успехам по профильным дисциплинам в школе, и, конечно, не забывать о потребностях рынка труда (будет ли выбранная профессия востребованной на той территории, где они планируют проживать).
И еще очень важное условие – взаимодействие педагогов, родителей, представителей органов власти, организаций, оказывающих какие-либо услуги подросткам, работодателей в профессиональной ориентации учащейся молодежи. Тестирование на определение профессиональных склонностей. В любом случае ясно, что нужна целенаправленная стратегия работы с молодежью.
Беседовала Наталия ПОНОМАРЕВА.
Уважаемые тавдинцы, предлагаем вам оформить подписку на газету «Тавдинская правда». Чтобы быть в курсе всех последних новостей в округе и области: образование, ЖКХ, культура, медицина, интересные люди Тавды и многое, многое другое. Предлагаем уникальную возможность оформить подписку на очень выгодных условиях, сэкономив при этом семейный бюджет. С этого года у всех наших подписчиков есть возможность раз в год бесплатно разместить поздравление для своих близких. Все подробности по телефонам: (34360) 5-26-18 или по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Ленина, 78а (бывшая аптека «АСКО-сервис»), 1 этаж.