Оформлять ДТП можно будет без участия сотрудников ГИБДД

Введенная почти два года назад система упрощенного оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД – так называемый европротокол – продолжает доказывать свою значимость. Все большее количество граждан пользуются данной схемой, существенно экономя свое время. К примеру, за пять месяцев минувшего 2014 года в Свердловской области были зарегистрированы порядка 50 тысяч ДТП с материальным ущербом, которые оформили сотрудники ГИБДД, то есть тех, где вред был причинен только имуществу, а граждане никаких травм не получили. За аналогичный период текущего года аварий инспекторами ДПС зафиксировано на порядок менее – 37 тысяч, что может, помимо прочего, свидетельствовать и о самостоятельном оформлении дорожно-транспортных происшествий.
Если страховой случай все же наступил, важно помнить: европротокол применим, когда в ходе ДТП вред причинен только имуществу и нет погибших или пострадавших; в столкновении участвовали только два транспортных средства; обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений не вызывают разногласий обоих участников ДТП, а сама авария произошла в пределах дороги или предназначенных для движения транспорта территориях. Еще одним, крайне значимым условием, является наличие у обоих водителей действующих полисов ОСАГО. Если у обоих из них договор страхования заключен после 2 августа 2014 года, максимальная сумма выплат, на которую можно претендовать, составляет 50 тысяч рублей. Если у одного из них (или у обоих) полис ОСАГО заключен до 2 августа, рассчитывать можно лишь на 25 тысяч рублей.
В большинстве своем аварии с материальным ущербом происходят в населенных пунктах, где степень вины одного из участников достаточно очевидна и не вызывает сомнений: чаще всего наблюдается непредоставление преимущества в движении, несоблюдение интервала до движущихся рядом транспортных средств, несоблюдение разметки или требований светофора. Соответственно, в ДТП с материальным ущербом гражданам необходимо изначально прийти к единому мнению относительно того, кто и при каких обстоятельствах допустил столкновение. Следующим этапом должна стать зарисовка схемы – самый, пожалуй, ответственный и значимый элемент европротокола.
На схеме дорожно-транспортного происшествия (зачастую, она есть в договоре страхования ОСАГО) необходимо указать положение транспортных средств после столкновения, а также стрелками указать, кто и в каком направлении двигался. Далее нужно зарисовать элементы улично-дорожной сети, включая перекрестки, дворовые проезды, разметку. Зафиксировав положение и повреждения транспортных средств посредством фото- и видеосъемки, можно отвести транспортные средства в сторону, высвободив, таким образом, проезжую часть во избежание затора.
И еще: перед подготовкой схемы ДТП стоит взглянуть на типовые решения, которых достаточно много в открытых источниках. Сам бланк извещения о ДТП – именно он станет основным документом для страховой компании – всегда состоит из двух листов, первый из которых является самокопирующимся. При рисовании схемы нельзя разъединять листы – они должны быть скреплены и содержать идентичную информацию. Что до сроков подачи извещения о ДТП, то это нужно сделать не более чем в пятидневный срок после совершения аварии, а приступать к самостоятельному ремонту или утилизации можно не менее чем в 15-дневный срок с момента ДТП за исключением нерабочих праздничных дней.
В заключение отметим следующее: с 1 июля 2015 года в Правила дорожного движения вступают поправки, согласно которым упрощенная схема оформления ДТП (без вызова и присутствия сотрудников ГИБДД), становится обязательной при лишь материальном ущербе. Пункт 2 претерпел существенные изменения и сейчас п.2.6.1 содержит очень подробную информацию о действиях водителей при таких авариях. Учитывая, что в последнее время было достаточно большое количество серьезных изменений в ПДД РФ, рекомендуем гражданам приобрести Правила в новой редакции. Также приводим выдержку из п.2.6.1 ПДД РФ, напрямую связанную с применением европротокола:
если в результате ДТП вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств. Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию.
В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:
- оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
- оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, если в дорожно-транспортном происшествии участвуют два транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
- не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии – если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.
Учитывая вышесказанное, законодатель не только упростил само оформление дорожно-транспортного происшествия, но и дал участникам ДТП возможность выбора: оформить аварию в присутствии сотрудников полиции, без них, или вовсе не оформлять. Вместе с тем, подчеркнем: если ДТП стало возможным из-за грубого нарушения Правил одним из участников – находился в состоянии опьянения или выехал на встречную полосу – настоятельно рекомендовано зарегистрировать данную аварию в органах ГИБДД. В противном случае желание «помочь» пьяному или выехавшему на встречную полосу водителю способно обернуться большими хлопотами и отказом в получении выплаты по ОСАГО.
 
Игорь Ляпустин,
инспектор пропаганды ОГИБДД ММО МВД России «Тавдинский».
(по материалам официального сайта госавтоинспекции МВД России www.  gibdd.ru).
Фото: forum.zarulem.ws
Уважаемые тавдинцы, предлагаем вам оформить подписку на газету «Тавдинская правда». Чтобы быть в курсе всех последних новостей в округе и области: образование, ЖКХ, культура, медицина, интересные люди Тавды и многое, многое другое. Предлагаем уникальную возможность оформить подписку на очень выгодных условиях, сэкономив при этом семейный бюджет. С этого года у всех наших подписчиков есть возможность раз в год бесплатно разместить поздравление для своих близких. Все подробности по телефонам: (34360) 5-26-18 или по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Ленина, 78а (бывшая аптека «АСКО-сервис»), 1 этаж.