Сельская школа
ср, 2023-05-31 16:42
В последнее время все чаще слышны разговоры об уровне преподавания в сельских школах. О том, как и чем живет сельская школа, какие там созданы условия для обучающихся. А давайте и мы вместе с вами взглянем на жизнь сельской школы изнутри. Корреспондент «ТП» вместе с директором проекта «Сельская школа РФ» Николаем Аркадьевичем МАХНЕВЫМ проехал по сельским школам Тавдинского городского округа и пообщались с теми, кто готов работать на благо сельской территории и школы.
Что собой представляет проект «Сельские школы РФ»
В Российской Федерации уже более 5 лет реализуется программа «Сельские школы РФ» в рамках национального проекта «Образование». Целью проекта является создание электронного портала, на котором сельские школы страны смогут рассказать о своем прошлом, настоящем, о планах на будущее и получить новые ресурсные возможности для своего развития.
Сегодня для своего успешного развития сельская школа должна уметь находить партнеров и друзей в сфере бизнеса и сотрудничества с некоммерческими организациями (НКО), городскими и сельскими школами своего района и другими регионами нашей страны.
В рамках данного проекта сельские школы предоставляют информацию о выдающихся сотрудниках (руководителях и учителях), выдающихся выпускниках сельских школ, достигших региональной, федеральной и мировой известности, благотворителях сельских школ.
Кто является представителем данного проекта?
Прежде чем говорить о самой программе «Сельская школа РФ», необходимо подробнее узнать, что за человек приехал к нам на территорию и заинтересован нашими сельскими школами. Давайте знакомиться.
Николай Аркадьевич МАХНЕВ. С 1986 года активно занимается педагогикой. Был заместителем директора и директором в различных образовательных организациях.
С 2006 года, работает в секторе НКО, под его руководством было выиграно пять президентских грантов.
Давайте послушаем, с какими предложениями к нам приехал Николай Аркадьевич Махнев, и есть ли будущее в сельских школах. Николай Аркадьевич много ездит по стране. Поездка в Тавду состоялась благодаря приглашению директора 11 школы г. Тавды, эксперту проекта «Сельские школы РФ» Оксаны Викторовны ЗАГРУДНЕНКО, которая активно работает над развитием возможностей образовательных организаций Тавдинского городского округа. Николай Аркадьевич отметил, что все сельские школы Тавдинского городского округа вошли в проект. И это очень верная управленческая линия со стороны руководства управления образования нашего города. Сельские школы страны, к сожалению, плохо знают друг о друге и очень важно, чтобы они могли воспользоваться уже наработанными практиками с целью экономии времени и ресурсов.
- Моя цель поездки – познакомиться с сельскими школами Тавдинского городского округа и узнать, чем они живут. А также понять, что необходимо сделать для них, чтобы сохранить, сберечь и развить, - говорит директор проекта «Сельские школы РФ» Николай Аркадьевич Махнев.
Азанковская школа
Первая образовательная организация, которая радушно встретила своего гостя – это школа поселка Азанка.
Здание самой школы новое, оно было построено в 2012 году, куда ребята поселка с радостью пошли учиться уже в сентябре того же года. Действительно, здание прекрасное, светлое, места очень много, классы большие, хорошо оснащены. Педагогам и обучающимся здесь уютно и комфортно. Впечатлило и то, как работает в Азанке «Точка роста». Очень продуктивно.
В сентябре 2019 года Тавдинский городской округ прошел отбор для участия в реализации мероприятия «Создание (обновление) материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах» в 2020–2021 годах. И 24 сентября 2019 года на базе школы поселка Азанка начал работу Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа».
Как говорится – придраться не к чему, да и не стоит. Встреча Николая Аркадьевича Махнева и коллектива Азанковской школы прошла на хорошем уровне. Коротко рассказали историю образования поселка, о том, где работают местные жители, чем живет поселок. Николаю Аркадьевичу было интересно послушать и историю преобразования самой сельской школы. О том, какие люди здесь работали, и продолжают работать на благо подрастающего поколения.
Увальская школа
Затем наш гость отправился в д. Увал. Данная деревня находится дальше всех от города, в 38 километрах по направлению в город Тюмень, соседней Тюменской области. То есть, иными словами – это пограничная деревня между двумя областями. Проживает в деревне 213 человек. Школа здесь была открыта в 1992 году. Обучаются в данной школе дети из деревень Увал, Забор и Шабалино.
В деревне Увал Николай Аркадьевич встретился с председателем СПХ «Урал» Александром Александровичем БЫКОВЫМ. Из разговора с ним стало понятно, что деревня Увал имеет мощное и перспективное направление – сельское хозяйство, животноводство, растениеводство.
- Необходимо ставить очень мощную и амбициозную задачу перед вашим селом – привлекать сюда людей. Школа хорошая, в школе учиться можно и нужно, - отметил Николай Аркадьевич.
Но мы не зря начали говорить о пограничной деревне между двумя областями. Александр Александрович Быков заострил внимание на том, что самой большой проблемой деревни стало то, что местная молодежь, окончив школу, уезжает в Тюмень, и обратно уже не возвращается. Хотя все условия для работы в деревне созданы: уровень заработной платы достойный, сельскохозяйственная техника обновленная, фермы прекрасные.
- Очень мало людей остается в нашей деревне, которые хотят здесь жить, являются, так сказать, патриотами своей малой Родины. И еще одна беда нашей деревни – нет специалистов в области ветеринарии, зоотехнии, - делится Александр Быков.
Выслушав все проблемы самого населенного пункта, Николай Аркадьевич предложил помочь составить программу по привлечению жителей в деревню Увал для жизни и работы. Тем более, что руководство предприятия СПХ «Урал» и глава сельсовета ведут активную работу по обеспечению жильем новых жителей.
Самое главное, ради чего Николай Аркадьевич приехал в деревню Увал – это местная школа. Знакомство с ней началось еще по пути в деревню при общении с директором школы деревни Увал Людмилой Викторовной ГАВРИЛОВОЙ. Так что, приехав в деревню Увал, Николай Аркадьевич примерно уже себе представлял всю картину происходящего.
Людмила Викторовна провела Николая Аркадьевича по самой школе, познакомила со своим замечательным коллективом, провела по урокам, которые шли в школе в это время, пообщались с педагогами и учениками. Очень интересным стала экскурсия в школьный музей, где можно было окунуться в прошлое, увидеть обувь середины XX века, портфели, школьную форму, тетради, исписанные советскими учениками, орудия труда деревенских жителей и многое другое.
Николай Аркадьевич несколько раз подчеркнул, что сельская школа – это не то место, где готовят детей в ВУЗ.
- Школа – далеко не только место, где готовят детей в ВУЗ. Школа должна стать центром развития местной территории. Перед школой должна стоять именно такая задача. А у нас сегодня стоит совершенно другая задача, как перед педагогами, так и перед обучающимися: сдать ЕГЭ, успешно участвовать в олимпиадах. А где они, олимпиадники? Школу окончили и улетели, даже не оглянулись, - делится Николай Аркадьевич.
Кошукская школа
На обратном пути, по дороге в Тавду, Николай Аркадьевич посетил школу села Кошуки. Коллектив Кошукской школы работает над тем, чтобы усилить влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределение в отношении будущей профессии.
Кредо педагогического коллектива «Следует все изучать не для школы, а для жизни». Будущее села зависит от того, как сложится дальнейшая судьба выпускников школы, вернутся ли они домой, получив профессиональное образования. Поэтому перед сельской школой стоит очень ответственная задача – помочь выпускнику выбрать свою жизненную нишу, то есть осуществить сознательный выбор одной из профессий, связанной с работой в селе, развивать творческие способности учащихся на основе грамотного и качественного профильного обучения с использованием современных образовательных технологий.
Экскурсию по школе для Николая Аркадьевича провела учитель географии и руководитель проекта «Агро» Наталья Сергеевна РОМАНЮК. Была подготовлена подробнейшая презентация о жизни школы и села.
Кошукская школа – это одна из самых старых школ ТГО. Селу Кошуки в этом году исполняется 440 лет.
- В нашей школе реализовывался агро-проект «Хозяин фермерской усадьбы – курс на экологию», который сейчас претерпевает некоторые изменения, - начала экскурсию в мир школы села Кошуки Наталья Сергеевна.
Естественно, как и во всех сельских территориях, в Кошуках есть та же самая проблема – «утечка молодежи». Но в настоящее время ситуация стала немного улучшаться, и жители стали возвращаться. А дело все в том, что на территории Кошуков есть сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) «Рассвет» – самый крупный сельхозпроизводитель ТГО.
- В 2014 году нашей школой заинтересовался областной Дворец молодежи Екатеринбурга. И мы стали, вплоть до 2019 года, базовой площадкой отделения экологического образования, - рассказывает Наталья Сергеевна.
В 2019 году школа решила закончить данный проект, так как никакого финансирования не было. Но в 2023 году школу попросили возобновить работу по проекту. И сейчас данный проект продолжается и финансируется.
Школа села Кошуки очень живая, активно принимает участие в жизни своего села. Здесь имеется большой перечень кружков, которые ребята с большим желанием посещают: «Овощное царство», «Цветовод –декоратор», «Юный овощевод-эколог». Все они направлены на воспитание любви к малой родине, воспитание трудолюбия. Ребята получают теоретические знания, а в летний период применяют их на практике.
В летнее время работает трудовое звено «Экологический десант». Здесь ребята выращивают томаты в школьных теплицах, разбивают клумбы и ухаживают за ними, убирают мусор, приучая себя к труду и порядку. В рамках Международной акции «Сад Памяти!», ученики посадили лиственные деревья возле своей родной школы.
- Наш проект считает, что одним из условий развития агрошкол в стране должно стать отсутствие сертификации сельхозпродукции, выращенной в школьном саде-огороде, потому что экономически это не подъемно для сельской школы. А прировняв продукцию, выращенную на школьных участках, к личному подсобному хозяйству, позволит развить это направление. Школа сможет закупать выращенную продукцию за бюджетные средства сама у себя для организации школьного питания. А на вырученные средства развивать материально-техническую базу, выплачивать заработную плату участникам этого дела – детям и взрослым, реализовывать различные проекты. Здесь сразу вырисовывается такая картина, что школа смогла бы реализовывать свою продукцию по другим школам Тавдинского района.
- Посмотрите, что мы имеем? Выдали в школе ребенку лопату «конца XIX века», а потом требуем от него качество и желание работать. Ну разве это уровень? Да нет, конечно. Вы дайте ему современный, хороший инвентарь, предоставьте ему рабочую форму и большие современные теплицы, где школьник будет работать с удовольствием. Где он сможет круглогодично выращивать рассаду, проводить опыты и наблюдения, реализовывать продукт, который он сам же и вырастил. Ну ни это ли удовольствие от своего труда? – рассуждает Николай Аркадьевич.
В ходе знакомства со школой, с ее жизнью, Николай Аркадьевич дал много хороших и объективных советов. Николай Аркадьевич осмотрел приусадебное школьное хозяйство (самодельные теплицы, яблоневый сад), которое учащиеся, совместно со своими педагогами, обустраивали сами.
В конце встречи, Николай Аркадьевич Махнев вручил членам коллектива школы села Кошуки свидетельство о вхождении в Энциклопедию сельских школ России для передачи бывшему директору школы Галине Игнатьевне БАРЬКОВОЙ.
Программа по знакомству с сельскими школами ТГО у Николая Аркадьевича Махнева была весьма насыщенной. Ряд школ, которые приняли у себя долгожданного гостя, остались довольны, получив для себя важные советы, которым необходимо следовать для сохранения школы на селе.
Приехав в город, Николай Аркадьевич провел рабочую встречу с начальником Управления образования Светланой Геннадьевной РОЖИНОЙ. В ходе встречи Николай Аркадьевич поблагодарил Светлану Геннадьевну за возможность приехать на территорию Тавдинского городского округа, посетить сельские школы, познакомиться с жизнью школ и так же вручил свидетельство о вхождении в Энциклопедию сельских школ России.
- Большое спасибо руководству муниципалитета, директорам, сотрудникам сельских школ за те серьезные усилия, которые они делают для того, чтобы сельская школа Тавдинского городского округа развивалась и совершенствовалась. Я понимаю, как это все не просто, я вижу, что есть различные и интересные действующие практики, которые требуют своего изучения и погружения, поддержки со стороны власти и населения. В каждой школе я видел свое интересное направление, которое подкреплено человеческим потенциалом и фактором. Люди хотят работать, профессионально подготовлены, но всему этому необходимо дать дополнительные усилия и выработать систему критериев оценки сельских школ не только по уровню того, как сдают экзамены дети. Иными словами – сельская школа нуждается в других критериях оценки, чтобы стать именно той силой, которая может преобразовать местную территорию, - благодарит Николай Аркадьевич.
По мнению гостя, будущее у сельской школы однозначно есть, но это во многом зависит от людей, которые работают в сельской школе. Они должны внутри себя выработать позицию, что «На мне сельская школа не должна закончиться», хотя случаи бывают разные. Кроме этого необходимо разговаривать с обучающимися о тех преимуществах сельского образа жизни, которые есть на данной территории.
- Это конечно очень непростая задача, особенно если тебе самому кажется, что этих преимуществ нет. На самом деле они есть, просто их необходимо вычленять и уметь объяснять детям с точки зрения экономики, комфорта жизни на селе, личностного развития и ценностей, - считает Николай Аркадьевич.
Вообще, гражданско-патриотическое воспитание, о котором все мы сегодня ежедневно говорим с детьми – это прежде всего понимание ценностей нашего образа жизни. А сельский образ жизни – это и есть наша ценность.
- Мы забыли об этих ценностях. И нам сегодня просто необходимо вернуться ко многим вещам, которые выработали еще наши предки. Нам необходимо понять, что вернет жизнь селу и деревне. И это, конечно, человеческая собранность и единство, - продолжает Николай Махнев.
Подытожим
- Я еще раз убеждаюсь в том, какое у нас есть колоссальное богатство – сельские школы нашей страны. Сколько есть различных нюансов, проектов, практик в каждой из школ села. А посмотрите, сколько в людях энтузиазма, сколько заботы о детях. Это еще раз меня убеждает в том, что в каждом регионе есть свои очень интересные сюжеты. Безусловно есть некоторое беспокойство о том, что все мы на сегодняшний день сельскую школу мало рассматриваем, как ресурс сбережения населения, как ресурс изменения возможностей сельской территории, - продолжает собеседник.
- Мы по-прежнему смотрим на сельскую школу, как на место учебы. Но ведь это же не так. Это ведь всего лишь один из этапов жизни человека, где он получает определенные знания, умения и практики, которые помогут ему в будущем состояться во взрослой жизни.
Но для этого сельская школа должна получить дополнительные возможности в плане, как оборудования, так и финансирования, - советует Николай Аркадьевич.
По мнению Николая Аркадьевича, сельскую школу необходимо развивать, как территорию хозяйствования.
- Мы сейчас пишем и постоянно готовим обращения в органы власти различного уровня о том, чтобы они посмотрели на сельскую школу не как на затратное место, куда тратятся бюджетные деньги, а как на место, где этот самый бюджет получит новые возможности и раскроется. Территория села не заставит себя долго ждать и начнет приносить свои плоды. У детей будет уходить социальная инфантильность, они будут становиться действительно гражданами своей страны, - продолжает Николай Махнев.
А если говорить об импортозамещении, то не будем забывать и о терминологии этого модного слова. Это замещение импорта товарами, произведенными внутри страны. Иными словами, сельская школа (такая, как школа села Кошуки) могла бы выращивать овощи на своей территории (при школьных огородах).
- Сегодня, к сожалению, сельская школа не может завести свою продукцию, выращенную в школьном саде-огороде, так как требуется соответствующая сертификация и финансирование, что не предусмотрено никакими бюджетами. Но ведь сами по себе сельские школы – это идеальные места для организации событийного образовательного процесса, волонтерского туризма, чтобы дети со всей страны могли ездить и узнавать свою страну в совместных делах, при этом знакомились друг с другом, - делится Николай Аркадьевич.
Не нужно думать, что задача по возрождению сельской школы – это план возврата школы СССР. Ни в коем случае. Школа СССР также готовила детей для выезда в город, так как в то время города только-только начинали расти и, соответственно городу нужны были люди. Тем самым происходил отток из села, что больно по нему ударило.
- Школа сегодня должна уметь себя преподнести (прорекламировать). Нужно приглашать к себе потенциальных жителей, которые хотят и могут жить в селе, - подытожил Николай Аркадьевич Махнев.
Таким образом, реализация программы развития сельской школы требует мобилизации значительных общественных ресурсов.
Поэтому, чтобы сохранить школу как фактор стабильности и центр духовной культуры, необходимы усилия всех заинтересованных ведомств.
Елена Бородина, фото автора
Уважаемые тавдинцы, предлагаем вам оформить подписку на газету «Тавдинская правда». Чтобы быть в курсе всех последних новостей в округе и области: образование, ЖКХ, культура, медицина, интересные люди Тавды и многое, многое другое. Предлагаем уникальную возможность оформить подписку на очень выгодных условиях, сэкономив при этом семейный бюджет. С этого года у всех наших подписчиков есть возможность раз в год бесплатно разместить поздравление для своих близких. Все подробности по телефонам: (34360) 5-26-18 или по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Ленина, 78а (бывшая аптека «АСКО-сервис»), 1 этаж.