Разговор о наставничестве в ДШИ

Указом президента РФ В.В. Путина, наступивший 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.
Наставник – это человек, который обладает опытом и готов делиться им. Вот и преподаватель Детской школы искусств Людмила Аркадьевна ХРАМЦОВА делится своим художественным опытом с теми, кому это важно и необходимо. 
Людмила Аркадьевна Храмцова всю свою жизнь посвящает художественному творчеству и педагогике. И, кроме этого, она по праву считается педагогом-наставником.
В 1988 году Людмила Аркадьевна окончила обучение в Детской художественной школе (далее ДХШ) г. Тавда. А в 1992 году окончила Краснотурьинское художественное училище по специальности преподавание и рисование. Останавливаться на средне-профессиональном образовании Людмила Аркадьевна не собиралась и в 1999 году она окончила Нижнетагильский государственный педагогический институт «Художественно графический факультет» по специальности «Изобразительное искусство и черчение».
На сегодняшний день педагогический стаж работы в ДШИ (Детская школа искусств) Людмилы Храмцовой насчитывает уже 31 год. Здесь она ведет основы изобразительной грамоты и станковую композицию.
Встретившись с этим замечательным и очень ответственным человеком, стало очень интересно, а что же для нее самой такое наставничество?
- Я считаю, что наставничество — это хорошо зарекомендовавший себя метод коммуникации внутри организации, который помогает талантливым людям раскрыть потенциал. Наставники предоставляют подопечным поддержку, ободрение, укрепление дружбы и конструктивный пример, - рассказывает собеседница. 
На взгляд Людмилы Аркадьевны, разговор о наставничестве был бы неполный, если не вспомнить об учительских династиях. Это семьи, в которых есть несколько поколений педагогических работников: преподавателей, учителей, воспитателей.
- В нашей семье в роли наставника есть моя мама Нина Ильинична ХРАМЦОВА. У нее за плечами 54 года педагогической деятельности. Она окончила Свердловское педагогическое училище, по специальности учитель младших классов и математики. С 1964 года началась педагогическая деятельность. Одновременно заочно окончила Педагогический институт. Работала в селе Махнева, в школе №16, с 1988 года работала завучем и директором школы №8, - рассказывает Людмила Аркадьевна. - Именно в нашей семье процесс наставничества – многолетний, последовательный и очень тщательно отработанный, отработанный самой жизнью. Именно у меня самый ответственный и заинтересованный наставник, - продолжает Людмила Храмцова.
Трудно представить, чтобы после звонка с урока добросовестный педагог закрыл кабинет на ключ и до следующего рабочего дня забыл бы обо всех школьных проблемах.
- В нашей семье каждый день – мини-педсовет: проговариваем учебные проблемы, ищем пути разрешения конфликтных ситуаций, возникшие в классном коллективе, выявляем причины неуспешности учеников, совместно изготовляем наглядные пособия и создаем презентации, сопровождаем детей на пленэр и многое другое, - рассказывает Людмила Аркадьевна.
Сложно ли быть наставником?
Этот вопрос заставил улыбнуться Людмилу Аркадьевну, но ответ последовал совершенно искренний, открытый и утвердительный.
- Когда за плечами 31 год стажа педагогической работы, и когда есть свой родной и надежный наставник, сложности в наставничестве не возникает. Постоянно предоставляю подопечным поддержку, ободрение, укрепление дружбы и конструктивный пример. Но наставничество не универсально. У всех подопечных есть свои индивидуальные потребности, поэтому я должна обеспечивать достаточную гибкость и адаптироваться под любые обстоятельства и людей, - поделилась Людмила Аркадьевна.
Какова роль наставничества как педагога и как родителя? Что сложнее?
В своей нелегкой работе, Людмила Аркадьевна старается помочь своим коллегам в достижении сложных целей по работе. Например, помогает молодому педагогу разобраться в новой методике преподавания или подготовиться к профессиональному конкурсу. Кроме этого любому молодому педагогу всегда очень сложно составить методику разработок тех или иных программ. Людмила Аркадьевна всегда грамотно объясняет, как с этим можно справиться. Ну а детям педагог помогает влиться в коллектив. 
- Также помогаю преодолеть причины, из-за которых возникли сложности. Например, если ребенок не умеет что-либо делать, я не выполняю работу за него, а учу справляться с ней самостоятельно. Для этого я помогаю ученику осваивать принципы планирования, самоорганизации, поиска источников информации, учу определять свои сильные и слабые стороны, - поясняет собеседница. 
Кроме того, что Людмила Аркадьевна прекрасный педагог, она еще и мама! Причем мама, которая была наставником для своих детей в художественной области. 
Как у вас обучались ваши дети? Как дети сейчас учатся (работают)?
Дети Людмилы Аркадьевны связали свою жизнь и профессию с художеством. Не потому ли, что мама художник? Она считает: «Отношение педагога к собственному творчеству и творчеству подростков зависит от общей мотивации педагога. Оно выражается в желании самим создавать новое не только для себя, но и для детей, работая как индивидуально творчески, так и в сотворчестве с детьми».
- Мои дети всю свою жизнь жили в творческой атмосфере и поэтому с удовольствием рисовали везде и на всем. С пяти лет ходили на эстетическое отделение, где посещали уроки рисования, пения, танцы. Но в итоге определились на художественном отделении. Очень приятно, что в доме веет творческой средой, - с улыбкой продолжает Людмила Аркадьевна. - Это сближает родителей и детей, занимаясь одним делом. И еще один плюс ‒ это работа на которой проводишь больше времени, чем дома. Дети рядом, и мы чаще видимся и общаемся, и лучше понимаем друг друга, - делится Людмила.
- Благодаря замечательным педагогам-новаторам художественного отделения: Ирине Васильевне БАРБАШИНОЙ, Елене Анатольевне ЧЕСНОКОВОЙ, Вере Александровне АЛЛАГОВОЙ, Анне Николаевне
ЛЫСЕНОК, Полине Юрьевне ЧЕКАНОВОЙ мои дети получили отменные знания для поступления в учебные заведения по нашему профилю и человеческие качества общения, порядочность и т.д. Огромное спасибо за ваш труд, - благодарит Людмила Аркадьевна.
Старший сын Людмилы Аркадьевны Руслан с 2001 по 2011 год обучался в МАУ ДО «Детская школа искусств» на художественном отделении. После отличного окончания ДШИ пошел по стопам своей мамы.
С 2011 года обучался в Уральском колледже строительства, архитектуры и предпринимательства на архитектурном отделении. Был за границей в Германии в 2014 году на стажировке. В 2015 году закончил обучение. Сразу поступил в УрФУ на факультет ПГС (промышленное гражданское строительство) на заочное обучение. С 2015 по 2016 год служил в армии в городе Хабаровске, в отдельной бригаде спецназначения ВДВ. С 2016 года работает по специальности – инженер ООО «Спецкомплект» г. Челябинск. 
Младший сын Данил с 2011 года обучался в ДШИ на художественном отделении и окончил обучение с отличием. В 2022 году поступил в Тюменский Индустриальный Университет Строительный институт на специальность ПГС (Промышленное гражданское строительство).
Оба сына посещали и обучались в ДШИ с удовольствием. Активно участвовали во всех конкурсах всех уровней, во всех школьных мероприятиях. Защищали честь школы. Старший сын и сама Людмила Аркадьевна были и есть новаторами для младшего сына.
Считают ли сыновья роль наставничества значимой?
- Кто играет самую важную роль в развитии ребенка? «Родители, конечно», - скажете вы. И будете правы, - продолжает Людмила Аркадьевна.  - Но кроме родителей есть еще один важный человек, который очень нужен каждому ребенку – наставник.  Наставником может быть дядя или тетя, учитель в школе, тренер в спортивной секции и т.п. Это человек, который будет помогать ребенку приобретать необходимые в жизни навыки и умения, будет ставить перед ним задачи и требовать их выполнять, преодолевая нежелание и трудности, - рассказывает собеседница.
Безусловно, родители воспитывают ребенка, опираясь на любовь и принятие. До 6-7 лет этого вполне достаточно. Но с семилетнего возраста ребенок начинает приобретать более широкие теоретические и практические знания и умения, осваивается в мире людей и их отношений, готовится к переходу из детства во взрослый мир. Для этого ему необходимо развить критическое мышление, он учится оценивать себя, учится ставить перед собой цели и преодолевать их даже через «не хочу», если это необходимо. И на данном этапе родители не могут ему помочь, так как если они начнут оценивать и критиковать своего ребенка, безусловной любви придет конец и нарушится привязанность. Именно поэтому и нужен наставник – человек, который будет учить ребенка, сочетая доминирование и строгость и заботу. В нашем случае получается родитель и наставник в одном лице и преподаватели художественного отделения ДШИ.
Вам нравится ваша роль педагога- наставника?
- Учить детей правильно рисовать, видеть красоту окружающего мира, учить весело и увлеченно, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребенок талантлив и успешен, вот, на мой взгляд, основная задача учителя художника. По моему мнению, самое важное и интересное занятие в жизни – вести ребенка уверенно за руку по ступенькам его развития, - уверенно продолжает рассказывать Людмила Аркадьевна.
Да, за эти годы было все: радости и огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков, раздумий и открытий. Иногда все приходилось начинать сначала…
- Но именно сейчас я чувствую себя окрепшей в профессиональном плане и творческой активной личностью. Годы работы научили меня принимать детей такими, какие они есть, быть терпимой к их ошибкам и поступкам. Дети позволяют мне вновь и вновь пережить молодость. Я хочу оставаться вечно молодой и целеустремленной, - улыбаясь делится Людмила Храмцова.
Согласитесь, всегда приятно, что по прошествии многих лет, выпускники вспоминают о своем педагоге как об Учителе, как о Наставнике. А ведь среди выпускников Людмилы Аркадьевны есть учителя художественных заведений, и архитекторы, и дизайнеры, реставраторы и т. д
- Я люблю свою профессию и за то, что судьба дала мне возможность называться этим очень непростым, но замечательным словом «Учитель-наставник», - рассказывает Людмила Аркадьевна.
В завершении общения Людмила Аркадьевна пожелала молодым педагогам-наставникам быть терпеливее. Дети могут быть разными, и задача педагога-наставника научиться их принимать такими, какие они есть, но при этом умело принимать педагогические приемы, чтобы вести детей за собой, и чтобы они стали уважать тебя.
- А если ты хочешь добиться уважения детей, то прежде всего сам научись уважать каждого из них, ценить в ребенке личность. Даже выйти из нее достойно, не унижая и не оскорбляя детей. Будь честным с детьми. Всегда говори правду, ведь дети очень остро чувствуют ложь, и никогда не будут уважать и доверять человеку, который позволял себе быть нечестным с ними. Ставь перед собой и учениками четкие цели, и вместе стремитесь к достижению высоких результатов. Будь гибким и мобильным, чтобы вовремя реагировать на образовательные потребности учеников. Будь спокойным и рассудительным, всегда сохраняй равновесие и не спеши делать скоропалительный вывод, - советует Людмила Аркадьевна Храмцова.
Есть великие слова писателя, философа и мыслителя эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо: «Величайшая ошибка при воспитании –это чрезмерная торопливость…». Очень четко подмечено. Сегодня каждому педагогу, от высокопрофессионального стажиста до начинающего и неопытного педагога нужно уметь не торопиться. Быть уверенно-спокойным и размеренным.
- Всегда повышай свой профессиональный уровень, продолжай учиться на протяжении всей педагогической жизни, ведь как говорил Н.А. Коменский «Тот, кто мало знает, малому может и учить». Развивай в себе творческий потенциал, чтобы привлекать внимание детей и прививать интерес к изучению своего предмета. Запрети себе и ученикам допускать неудачи, а если они все-таки случаются, не пасовать перед ними, а извлекать ошибки и учиться анализировать, чтобы в дальнейшем избегать их. Научись увидеть учеников при каждом своем появлении на уроке, это создаст ситуацию успеха и привлечет их внимание к уроку. Твои слова всегда должны быть подтверждены делом. Если что-то запрещаешь детям или советуешь им этого не делать, то и сам должен стать примером в любом деле. А самое главное – уважай в ребенке личность и не жди в ответ благодарности за наш такой тяжелый, но все-таки благодарный труд. Чаще улыбайся, ведь дети любят светлых душой педагогов, - посоветовала Людмила Аркадьевна Храмцова.
И закончила свое напутственное слово Людмила Аркадьевна словами великого педагога Шалва Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знание не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах…»
 
Елена Бородина,
фото из архива Людмилы Аркадьевны Храмцовой

 

Уважаемые тавдинцы, предлагаем вам оформить подписку на газету «Тавдинская правда». Чтобы быть в курсе всех последних новостей в округе и области: образование, ЖКХ, культура, медицина, интересные люди Тавды и многое, многое другое. Предлагаем уникальную возможность оформить подписку на очень выгодных условиях, сэкономив при этом семейный бюджет. С этого года у всех наших подписчиков есть возможность раз в год бесплатно разместить поздравление для своих близких. Все подробности по телефонам: (34360) 5-26-18 или по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Ленина, 78а (бывшая аптека «АСКО-сервис»), 1 этаж.