Недетские проблемы детских библиотек
сб, 2014-03-29 11:14
С заместителем директора по работе с детьми Тавдинской централизованной библтотечной системы Татьяной КРАСНОВОЙ мы встретились накануне открытия Недели детской книги. Нам удалось поговорить о важности детского чтения, о детях и родителях, чтении-общении и почему в XX веке появились Чебурашка и дядя Федор.
- Татьяна Евгеньевна, почему так важно учить ребенка читать, помочь ему войти в книжную культуру?
- Самуил Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве. И именно родители должны читать малышу книжки с самого раннего возраста, ведь книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивать речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой.
Если ребенку с первых лет жизни постоянно поют песенки, читают стихи и показывают картинки, то впоследствии его восприятию книги ничего не мешает – ни мультфильмы, ни компьютерные игры.
С малых лет хорошие книги внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам. И этому их могут научить книги Пушкина и Андерсена, Лермонтова и Киплинга, Льва Толстого и Свифта, а также других писателей, пусть не великих, но талантливых и благородных.
И потом, не забывайте, у нас чтение является базовым умением для всего обучения.
- Как научить ребенка общению с книгой?
- Станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча и общение с книгой в раннем возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом, зависит, в первую очередь, от родителей.
К сожалению, сегодня задача приобщения ребенка к чтению усложнилась: дети не хотят читать. Телевидение и интернет более увлекательны и доступны, предлагают уже готовый образ, и там не требуется активной работы ума и души, как при чтении. Дети утрачивают способность реагировать на слово и переводить его в образ, их словарный запас бывает слишком скуден. Вывод напрашивается сам собой: начинать читать с ребенком нужно с самого раннего детства, когда он весь в вашей власти. И еще, не мене важное, что могут сделать родители, – записать ребенка в библиотеку и вместе с ним посещать ее.
- Татьяна Евгеньевна, у вас нет ощущения того, что в литературе взрослые часто стараются оберегать мир ребенка от всего, что может повредить его неокрепшей психике?
- Сложно ответить. Возьмем, к примеру, классику: «Детство» Льва Николаевича Толстого, «Каштанку» и «Мальчиков» Антона Павловича Чехова, «Детей подземелья» Владимира Галактионовича Короленко. Там нет ни тени сюсюкания. Эти книги никого не оберегали, в них отражалась действительность того времени с ее проблемами, и в которых герои книг, несмотря ни на что, умели ценить дружбу и человеческую отзывчивость. Или книга Семена Самсонова «По ту сторону», рассказывающая о судьбе советских подростков, отправленных с оккупированной фашистами территории в рабство в Германию, об отважной борьбе юных патриотов с врагом, произведения о Великой Отечественной войне Сергея Алексеева.
Думаю, книги, которые содержат такие понятия, как честь, достоинство, совесть, героизм, не травмируют психику ребенка, а вызывают чувство гордости за русский народ.
Любая литература реагирует на то, что происходит вокруг, как губка, вбирает в себя актуальные темы. И если говорить о коротком периоде советской литературы застоя с ее чебурашками и дядями Федорами, с так называемыми «добрыми» сказками, то это был особый период, когда создавалось очень много произведений для маленьких детей дошкольного возраста.
Если взять современную литературу о трансформерах, черепашках-ниндзя, человеке-пауке и другую, герои которой заняты бесконечными войнами, убийствами и самыми примитивными разговорами, то она, к сожалению, вызывает у детей огромный интерес, и, это доказано, травмирует психику ребенка. Но ее, к сожалению, на прилавках книжных магазинов становится все больше.
- Появилась ли сегодня совсем новая детская литература, которая открывает ребенку мир в новую социальность?
- Нет смысла говорить о том, что современная детская литература, стихи и проза, – лучше или хуже той, которая была ранее. Она просто другая. Сейчас другие литературные жанры, другие проблемы, и другие авторы. И что ни говори, не те сейчас «Пушкины» и «Тургеневы», не то сейчас время. К сожалению, из-за низкого финансирования мы не можем предложить юным читателям серьезные детские произведения современных авторов, заставляющие задуматься. Хочется порекомендовать подросткам прочесть книгу Тамары Крюковой «Костя + Ника». В этом произведении поднимается много вопросов о проблеме взаимоотношений подростков и детей-инвалидов. Как нам быть, когда мы встречаемся с людьми, не похожими на нас? Игнорировать? Жалеть? Поддерживать и помогать?
Поэтому с детьми надо говорить про все, что в той или иной степени касается самого ребенка. Если родители разводятся, это ребенка касается, как можно не говорить с ним об этом? Знаете, ведь чтение часто играет психотерапевтическую роль. Для этого нужно, чтобы ты отождествился с героем и понял, что он сталкивается с жизненными ситуациями, которые очень напоминают твои. Почувствовать, что, по крайней мере, ты в этой ситуации не один.
- Какое, на ваш взгляд, будущее у детской литературы?
- Детская литература развивает многие способности детей: учит сострадать, понимать, любить – всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.
Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Однако, сегодня проблемы детского чтения, издания книг и периодики для детей и подростков стали еще острей. Начинающие детские писатели сетуют на невозможность публиковаться, потому что издательства в них не заинтересованы.
С расширением тематики детских книг, улучшением их качества значительно повысились цены на детские книги, которые оказываются недоступными населению.
Качество современной детской литературы, литературы XXI века, в основной своей массе оставляет желать лучшего. В этом проявляется еще одна проблема детской литературы: появление современной детской книги, достойной чтения.
Большая часть фондов детских библиотек содержит в основном литературу, изданную еще в советские времена.
Сегодня очень низкое финансирование приобретения детской литературы и периодических изданий. Получается, что у детской литературы и детских библиотек сейчас далеко не детские проблемы.
Но несмотря ни на что, наши дети читают, библиотеки не пустуют, а мы, библиотекари, отвечаем или находим информацию на различные вопросы: что? зачем? почему? Только на один вопрос, который часто задают нам юные читатели: «А когда будут новые книги?», мы не можем ответить.
- Татьяна Евгеньевна, почему так важно учить ребенка читать, помочь ему войти в книжную культуру?
- Самуил Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве. И именно родители должны читать малышу книжки с самого раннего возраста, ведь книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивать речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой.
Если ребенку с первых лет жизни постоянно поют песенки, читают стихи и показывают картинки, то впоследствии его восприятию книги ничего не мешает – ни мультфильмы, ни компьютерные игры.
С малых лет хорошие книги внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам. И этому их могут научить книги Пушкина и Андерсена, Лермонтова и Киплинга, Льва Толстого и Свифта, а также других писателей, пусть не великих, но талантливых и благородных.
И потом, не забывайте, у нас чтение является базовым умением для всего обучения.
- Как научить ребенка общению с книгой?
- Станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча и общение с книгой в раннем возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом, зависит, в первую очередь, от родителей.
К сожалению, сегодня задача приобщения ребенка к чтению усложнилась: дети не хотят читать. Телевидение и интернет более увлекательны и доступны, предлагают уже готовый образ, и там не требуется активной работы ума и души, как при чтении. Дети утрачивают способность реагировать на слово и переводить его в образ, их словарный запас бывает слишком скуден. Вывод напрашивается сам собой: начинать читать с ребенком нужно с самого раннего детства, когда он весь в вашей власти. И еще, не мене важное, что могут сделать родители, – записать ребенка в библиотеку и вместе с ним посещать ее.
- Татьяна Евгеньевна, у вас нет ощущения того, что в литературе взрослые часто стараются оберегать мир ребенка от всего, что может повредить его неокрепшей психике?
- Сложно ответить. Возьмем, к примеру, классику: «Детство» Льва Николаевича Толстого, «Каштанку» и «Мальчиков» Антона Павловича Чехова, «Детей подземелья» Владимира Галактионовича Короленко. Там нет ни тени сюсюкания. Эти книги никого не оберегали, в них отражалась действительность того времени с ее проблемами, и в которых герои книг, несмотря ни на что, умели ценить дружбу и человеческую отзывчивость. Или книга Семена Самсонова «По ту сторону», рассказывающая о судьбе советских подростков, отправленных с оккупированной фашистами территории в рабство в Германию, об отважной борьбе юных патриотов с врагом, произведения о Великой Отечественной войне Сергея Алексеева.
Думаю, книги, которые содержат такие понятия, как честь, достоинство, совесть, героизм, не травмируют психику ребенка, а вызывают чувство гордости за русский народ.
Любая литература реагирует на то, что происходит вокруг, как губка, вбирает в себя актуальные темы. И если говорить о коротком периоде советской литературы застоя с ее чебурашками и дядями Федорами, с так называемыми «добрыми» сказками, то это был особый период, когда создавалось очень много произведений для маленьких детей дошкольного возраста.
Если взять современную литературу о трансформерах, черепашках-ниндзя, человеке-пауке и другую, герои которой заняты бесконечными войнами, убийствами и самыми примитивными разговорами, то она, к сожалению, вызывает у детей огромный интерес, и, это доказано, травмирует психику ребенка. Но ее, к сожалению, на прилавках книжных магазинов становится все больше.
- Появилась ли сегодня совсем новая детская литература, которая открывает ребенку мир в новую социальность?
- Нет смысла говорить о том, что современная детская литература, стихи и проза, – лучше или хуже той, которая была ранее. Она просто другая. Сейчас другие литературные жанры, другие проблемы, и другие авторы. И что ни говори, не те сейчас «Пушкины» и «Тургеневы», не то сейчас время. К сожалению, из-за низкого финансирования мы не можем предложить юным читателям серьезные детские произведения современных авторов, заставляющие задуматься. Хочется порекомендовать подросткам прочесть книгу Тамары Крюковой «Костя + Ника». В этом произведении поднимается много вопросов о проблеме взаимоотношений подростков и детей-инвалидов. Как нам быть, когда мы встречаемся с людьми, не похожими на нас? Игнорировать? Жалеть? Поддерживать и помогать?
Поэтому с детьми надо говорить про все, что в той или иной степени касается самого ребенка. Если родители разводятся, это ребенка касается, как можно не говорить с ним об этом? Знаете, ведь чтение часто играет психотерапевтическую роль. Для этого нужно, чтобы ты отождествился с героем и понял, что он сталкивается с жизненными ситуациями, которые очень напоминают твои. Почувствовать, что, по крайней мере, ты в этой ситуации не один.
- Какое, на ваш взгляд, будущее у детской литературы?
- Детская литература развивает многие способности детей: учит сострадать, понимать, любить – всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.
Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Однако, сегодня проблемы детского чтения, издания книг и периодики для детей и подростков стали еще острей. Начинающие детские писатели сетуют на невозможность публиковаться, потому что издательства в них не заинтересованы.
С расширением тематики детских книг, улучшением их качества значительно повысились цены на детские книги, которые оказываются недоступными населению.
Качество современной детской литературы, литературы XXI века, в основной своей массе оставляет желать лучшего. В этом проявляется еще одна проблема детской литературы: появление современной детской книги, достойной чтения.
Большая часть фондов детских библиотек содержит в основном литературу, изданную еще в советские времена.
Сегодня очень низкое финансирование приобретения детской литературы и периодических изданий. Получается, что у детской литературы и детских библиотек сейчас далеко не детские проблемы.
Но несмотря ни на что, наши дети читают, библиотеки не пустуют, а мы, библиотекари, отвечаем или находим информацию на различные вопросы: что? зачем? почему? Только на один вопрос, который часто задают нам юные читатели: «А когда будут новые книги?», мы не можем ответить.
Записала Наталия ПОНОМАРЕВА.
Фото из архива городской детской библиотеки.
Фото из архива городской детской библиотеки.
Кстати
1 марта (по старому стилю) 1564 года в Москве из-под пресса станка Ивана Федорова вышла книга, положившая начало издательскому делу в России: «Деяния и Послания Апостолов», хотя чаще говорят просто «Апостол». Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст. С помощником Петром Мстиславцем лист за листом печатал весь "завод" – около 1200 книг! Всего 60 экземпляров этого издания хранятся в крупнейших библиотеках и музеях мира.
Уважаемые тавдинцы, предлагаем вам оформить подписку на газету «Тавдинская правда». Чтобы быть в курсе всех последних новостей в округе и области: образование, ЖКХ, культура, медицина, интересные люди Тавды и многое, многое другое. Предлагаем уникальную возможность оформить подписку на очень выгодных условиях, сэкономив при этом семейный бюджет. С этого года у всех наших подписчиков есть возможность раз в год бесплатно разместить поздравление для своих близких. Все подробности по телефонам: (34360) 5-26-18 или по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Ленина, 78а (бывшая аптека «АСКО-сервис»), 1 этаж.