Эшелон прошлого прибыл в Тавду
ср, 2023-05-10 12:13
Ретропоезд на паровозной тяге в майские праздники курсирует по всей Свердловской магистрали. В его составе ‒ отреставрированные 16 вагонов, которые использовались в годы Великой Отечественной войны и тяжелый послевоенный период. А 9 мая, в такой значимый праздник – День Победы, Тавда и сотни тавдинцев встречали «Эшелон Победы» на станции «Тавда железнодорожная».
Отправной точкой маршрута стал город Пермь, откуда состав двинулся 30 апреля. По пути на север он проехал через города Пермского края, прибыл в Свердловскую область и далее направится уже в Тюменскую область.
В 27 населенных пунктах поезд сделает остановки, чтобы местные жители смогли побывать в вагонах, познакомиться с бытом солдат, увидеть боевую технику времен Великой Отечественной войны.
По замыслу организаторов акции «Эшелон Победы» должен воссоздать атмосферу 1945 года, когда наши родные победители начали возвращаться домой.
Из истории «Эшелона Победы»
Исторический проект Свердловская железная дорога начала реализовывать в 2014 году. Следуя по нашим городам, «Эшелон Победы» разносит настоящую историю героического подвига нашего старшего поколения, победителей в Великой Отечественной войне и огромный вклад в великую победу железнодорожников.
Железные дороги обеспечивали небывалый объем перевозок, связанный с мобилизацией войск, эвакуацией промышленности и населения. На запад шли воинские эшелоны с боеприпасами, техникой, углем и коксом для заводов Урала, на восток – составы с оборудованием эвакуированных заводов, санитарные. За тысячи километров в сложных условиях по железной дороге были доставлены 2593 крупных промышленных предприятий, было эвакуировано 18 миллионов человек. За четыре долгих военных года именно для нашей советской армии было доставлено более 19,7 миллионов вагонов, в том числе 9,8 миллионов с войсками и 9,9 миллионов с воинскими грузами.
Перестройка работы железнодорожного транспорта началась с самых первых дней войны. Воинский график предусматривал первоочередное продвижение поездов с войсками и военными грузами. Эшелоны шли со скоростью 800-900 километров в сутки. Иногда расстояние между поездами составляло 600-700 метров.
С первых дней войны на долю всех железнодорожников легли тяжелые испытания. Уже на следующий день войны железнодорожный эшелон увез на запад первых мобилизованных.
Важнейшей частью перестройки железнодорожного транспорта на военный лад явилась подготовка новых кадров, способных заменить тысячи квалифицированных рабочих, ушедших на фронт. Основным источником пополнения кадров были женщины и молодежь. Молодежные бригады соревновались за право называться фронтовыми. Их девизом были слова: «В труде, как в бою!».
В 1944 г. на Свердловской железной дороге женщины составляли более половины всех работников, и смело овладевали сложными профессиями. Когда не хватало машинистов и помощников машинистов, принимали даже девочек в возрасте 15-16 лет. В первые же дни войны вернулись на свои рабочие места многие пенсионеры, которые уверенно брали шефство над молодежью.
Через 78 лет
Спустя вот уже 78 лет, 9 мая на встречу с прошлым на железнодорожный вокзал пришли сотни тавдинцев, которые ждали «Эшелон Победы» с большим нетерпением, подготовив к приезду эшелона великолепную концертную программу. На концерте были тавдинцы всех возрастов, как говорится от мала до велика. Все держали в руках веточки, уже распустившихся черемухи и яблонь. Это так красиво и символично. С перрона звучали песни военных лет в живом исполнении наших артистов, на груди у которых гордо крепились георгиевские ленточки, как знак памяти о героях Великой Отечественной войны и победы над фашизмом в 1945 году.
Цель проекта «Эшелон Победы» – сохранить память о подвиге нашего советского народа, а также рассказать о значении железнодорожного транспорта в годы войны, о боевых и трудовых подвигах уральских железнодорожников.
Для приветствия пригласили главу ТГО Валентина Викторовича МИРОНОВА и председателя Думы ТГО Дмитрия Петровича НОХРИНА.
- Уважаемые тавдинцы, поздравляю всех вас с Днем Победы. Победа давалась нелегко. И сегодня все мы отмечаем этот великий праздник.
Благодаря губернатору Свердловской области Евгению Владимировичу КУЙВАШЕВУ сегодня, именно 9 мая, «Эшелон Победы» на нашей территории. Дорогие друзья, всем огромного счастья, здоровья, успехов, мирного неба над головой. Низкий поклон нашим дорогим ветеранам и труженикам тыла. Ура! - выступил Валентин Викторович.
- Доброе утро всем тавдинцам и гостям нашего города. Поздравляю каждого из вас с этим великим праздником – Днем Победы. Очень символично, что «Эшелон Победы» пришел в наш город именно сегодня. Давайте вспомним все те подвиги, которые совершили наши отцы, деды, прадеды, - поприветствовал Дмитрий Петрович.
И вот раздался долгожданный гудок въезжающего на железнодорожную станцию локомотива «Эшелона Победы». Все внимание тавдинцев было приковано на приближающийся состав поезда, от которого так и веяло победой. Во главе состава «Эшелона Победы» раритетный паровоз Л-3111, который был украшен живыми цветами, флагами и скрепленными еловыми веточками. Из окон эшелона махали наши победители (костюмированные артисты), а им в ответ люди с перрона бросали веточки яблонь и черемухи. Все напоминало именно тот день, когда в города прибывали поезда с победителями. Именно такие «Эшелоны Победы» на паровозной тяге, украшенные флагами и цветами, прибывали с фронта в мае 1945 года.
Эшелон состоит из раритетных вагонов, которые эксплуатировались в годы Великой Отечественной войны.
В составе эшелона курсирует солдатский вагонтеплушка, офицерский вагон, аптека-перевязочная, вагон-санпропускник, вагон-кухня, хлебопекарня, вагон-электростанция. На открытой площадке музея размещен и полноразмерный макет станции «Узловая», воссозданный по фотографии, сделанной в 1943 году.
В одном из вагонов – «Вагон памяти» (попасть в него оказалось не так уж и просто, так как больше всего зрителей хотели именно туда) сформирована стендовая музейная выставка «Дорога помогает победить».
На открытых железнодорожных платформах были представлены образцы исторической военной техники: пушка М-42, реактивная установка «Катюша», автомобиль ГАЗ-67. В экспозиции, демонстрирующей эвакуацию промышленных предприятий с запада страны на Урал, представлены станки довоенного и военного времени.
Во время двухчасовой стоянки Эшелона все желающие могли зайти внутрь, осмотреть вагоны, послушать рассказ экскурсоводов, сделать памятные фото. Экспозиции рассказывают о воинских и военно-санитарных перевозках, об истории эвакуации промышленных предприятий и населения.
Давайте пройдемся по некоторым вагонам «Эшелона Победы»
Каждый вагон эшелона - отдельный кусочек истории. Первый вагон, куда стали запускать зрителей – это так называемая «теплушка-старожил». Это один из самых старейших из всего состава вагон. Ему порядка 120 лет. Сколько таких в стране на сегодняшний день сохранилось – неизвестно, но вот на Свердловской железной дороге этот вагон оказался единственным экземпляром.
- Это очень оригинальный вагон. Дело в том, что до войны это был обычный товарный вагон. Во время военных действий его переоборудовали в вагон-теплушку. «Теплушка» - значит, утепленный вагон. Внутри его утепляли деревянными щитами с двойным войлоком. Пол тоже двойной, его засыпали опилками. В таких вагонах во время Великой Отечественной войны перевозили бойцов на линию фронта, а мирных жителей отправляли в эвакуацию. Перевозили в них и животных, устанавливая стойла. В основном это были лошади. Кроме того, в них перевозили боеприпасы на фронт, - рассказал один из экскурсоводов Эшелона.
После войны этот вагон использовался в хозяйственных нуждах Свердловской Железной дороги. В 2015 году его отреставрировали, постарались оставить оригинальным и включили в состав «Эшелона Победы».
Далее в сцепке с теплушкой находится более респектабельный вагон - офицерский. Его переоборудовали под перевозку людей во время войны. В нем три купе: двухместное командирское, трехместное и открытое полукупе с деревянными полками. По меркам того времени этот вагон был самым комфортным.
- Здесь есть трубы отопления и печка, значит тут было тепло. Имеется санузел. Когда в составе поезда была электростанция, здесь было электрическое освещение. Если электростанции не было, то пассажиры использовали свечные фонарики. Тут всегда светло. Так комфортно перевозили только старший командный офицерский состав, - рассказала посетителям экскурсовод данного вагона.
- Здесь есть трубы отопления и печка, значит тут было тепло. Имеется санузел. Когда в составе поезда была электростанция, здесь было электрическое освещение. Если электростанции не было, то пассажиры использовали свечные фонарики. Тут всегда светло. Так комфортно перевозили только старший командный офицерский состав, - рассказала посетителям экскурсовод данного вагона.
Солдат перевозили более сплоченно и менее комфортно. В их вагонах элементарно не было туалетов и вытяжек. В офицерском же вагоне присутствует вентиляция. С его помощью в вагоне была циркуляция воздуха.
- Покрытие вагона называется «линкруст». Производилось оно еще до войны и до 70-х годов прошлого века. Сейчас это покрытие можно увидеть только в таких исторических вагонах, потому что к эксплуатации в пассажирских перевозках оно запрещено из-за своей горючести - продолжила экскурсовод.
- Покрытие вагона называется «линкруст». Производилось оно еще до войны и до 70-х годов прошлого века. Сейчас это покрытие можно увидеть только в таких исторических вагонах, потому что к эксплуатации в пассажирских перевозках оно запрещено из-за своей горючести - продолжила экскурсовод.
Перейдя в следующий санитарный вагон, твоему взору предстает полная картинка военного времени. Времени, когда израненного солдата спасали от смерти уставшие от бессонных ночей медицинские сестры и врачи. Каждое утро - обход, назначения, перевязки, кормление, поддержание чистоты в вагоне. И перед глазами хрупких, но мужественных медсестер трагедия мужчин, ставших на всю жизнь инвалидами. Это вагон, в котором во время войны, прямо в пути. Не теряя драгоценного времени, оперировали раненых солдат. Конечно, медицинские вагоны нам всем приходилось видеть в военных художественных фильмах, но, когда ты лично находишься внутри такого вагона, ощущения конечно абсолютно другие. Выйдя на улицу на перроне можно было увидеть компании девушек в довоенной одежде с цветами, которые воссоздавали атмосферу вокзала победного мая 1945 года. Кружась в вальсе, молодые ребята беззаботно смеялись. Мальчишки и девчонки вместе со старшим поколением с любопытством изучали экспонаты поезда, фотографируясь на фоне каждого, а еще просто радовались хорошей солнечной погоде и мирному небу над головой. С праздником! С Днем Победы!
Елена Бородина, фото автора
Уважаемые тавдинцы, предлагаем вам оформить подписку на газету «Тавдинская правда». Чтобы быть в курсе всех последних новостей в округе и области: образование, ЖКХ, культура, медицина, интересные люди Тавды и многое, многое другое. Предлагаем уникальную возможность оформить подписку на очень выгодных условиях, сэкономив при этом семейный бюджет. С этого года у всех наших подписчиков есть возможность раз в год бесплатно разместить поздравление для своих близких. Все подробности по телефонам: (34360) 5-26-18 или по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Ленина, 78а (бывшая аптека «АСКО-сервис»), 1 этаж.