Быстро едешь – тихо понесут

ВСЕ лето Тавду сотрясали известия о жутких авариях на дорогах, в которых гибли люди, в основном молодые, здоровые и полные радужных планов. Жил человек, думал-мечтал о будущем, все ему было надо, все интересно, и в одно мгновение жизнь прерывается, для многих – на самом интересном месте.
И что самое обидное: в смертях на тавдинских дорогах виноваты не сами потерпевшие. В большинстве случаев уйти на тот свет им помогли другие люди, для которых и своя жизнь, и, главное, жизнь окружающих не является особой ценностью. Например, пьяный водитель за рулем, несомненно, – убийца. Пассажиры его авто и просто пешеходы – потенциальные кандидаты быть убитыми пьяным лихачом.
Тревожит сотрудников ГИБДД и простых обывателей другое. По статистике, все больше аварий с плачевными результатами случается не с участием пьяных лихачей, а из-за элементарного неуважения водителей и других участников движения друг к другу. Этот факт одновременно удручает и настораживает. Дорога проецирует отношения людей в обществе на себя. Злыми, раздражительными и циничными мы стали, и уважать друг друга тоже перестали. К сожалению, эту вакханалию с участием автолюбителей и пешеходов смело можно назвать войной на дороге. 
Несколько ночных часов, проведенных на дорогах города со знакомым таксистом, позволили мне сделать эти нелицеприятные выводы. Сергей на своем стареньком «жигуленке» уже несколько лет занимается частным извозом.
- Ничего подобного раньше не было, - сокрушается он по поводу пронесшейся навстречу иномарке с не выключенными фарами дальнего света. - Я-то привык, а вот новичку трудно будет вновь перенастроить зрение: придется остановиться и прийти в норму. Особенно опасно ослепление в дождь. Тем более, понаставят на машины ксеноновые фары, да еще не отрегулируют их. Вот тогда точно, хоть останавливайся.
А ты заметил, с какой он скоростью пронесся? Минимум, под сто километров. Раньше как было: уважали шофера друг друга, дальний свет всегда при встрече выключали, а теперь даже на трассах такое редко увидишь. 
- А что поменялось-то? - спрашиваю. - Люди, разве, другими стали?
- Наверное, - вздыхает Сергей. - Ты попробуй-ка кому-нибудь замечание сделать, особенно молодым, прибьют ненароком. Большинство молодых возомнило себя этакими асами, для которых и выезд на встречку, и двойной обгон – пустяки. Была бы моя воля, ввел бы закон, по которому водителям с небольшим стажем вождения разрешалось бы ездить со скоростью не более восьмидесяти километров в час. Это по трассе. А в городе пусть сначала потренируются на тридцати километрах. Не понимаю, почему у нас допускается движение, превышающее установленное на двадцать километров? Значит, по улицам можно гнать и вовсе под восемьдесят. А это, уже, извини, – убийца за рулем. Не успеет такой гонщик вовремя затормозить перед препятствием.
Пока Сергей сетовал на ПДД, перед машиной внезапно появился пешеход. Нет, он не нарушал Правила – переходил дорогу на пешеходном переходе. Но молодой человек так был увлечен картинкой на дисплее своего телефона, что даже не посмотрел по сторонам и не сбавил шаг перед переходом.
- Мы таких называем чудиками, - сказал Сергей, заметив, как я провожаю взглядом озабоченного пешехода. - Потенциальные смертники. Как им объяснить, что дорога – это не компьютерная игра с десятками жизней в запасе. У человека жизнь всего одна. Ведь бывает, что и тормоза ненароком откажут, и дорога скользкая, да мало ли чего может упустить водитель, отвлечется, например, и что тогда? Хотя, если честно, сейчас и бабушки поступают точно так же.
- И много таких, как ты выразился, чудиков в нашем городе?
- Да через одного. Обязательно в газете напиши про них. Беречь надо свою жизнь. Ведь, не дай бог, пьяный за рулем окажется перед пешеходным переходом. А это – верная смерть или увечье.
- Но, бывает, и водители часто поступают совершенно неуважительно к пешеходам.
- Верно, многие ездят, словно цари и боги на дорогах. Перед лужами не тормозят. Недавно вот я видел, как один водила бабульку с ног до головы окатил грязной жижей. И таких, увы, много. Но, если говорить о пешеходных переходах, то во многих местах они совсем ни к чему. Например, на пересечении ул. 8 Марта и К. Маркса нарисовали зебру. Раньше хоть детишки, спешащие в школу, глядели по сторонам, теперь же разом перешли в разряд чудиков. Чему их в школе учат?
- Тебе ведь часто приходится ездить в Тюмень. Как там, на трассе?
- А что трасса? Как всегда, идет война не на жизнь, а на смерть. Обгоны двойные и тройные – на каждом километре. Несутся под сто пятьдесят, а то и более километров в час. Как я уже сказал, ночью дальний не выключают, почти у всех ксеноны горят, огни сверкают, как у круизного лайнера на море.
К велосипедистам и вовсе пренебрежительное отношение, словно они и не участники движения. Могут и в сантиметрах от велосипеда проехать. Ты же, наверное, тоже слышал, что недавно человека на велосипеде сбили насмерть. Вот то-то и оно.
Пока мы разговаривали, Сергей проехал на своей машине около ночного кафе, около которого в ряд стояло несколько машин.
- И как они потом садятся за руль? - спросил я.
- Ты о тех водителях, которые в кафе отдыхают? Ну как. Потихоньку, как говорится, помаленьку. Ночью улицы пустые. Добираются без происшествий. Многие, бывает, еле на ногах стоят, а туда же – за руль. Но что самое страшное, в машину с ним садятся и друзья с подругами, ничуть не беспокоясь за свою жизнь.
В завершение нашей поездки Сергей выслушал несколько нелицеприятных слов от водителя донельзя тонированного внедорожника по поводу того, что мы остановились возле железнодорожного переезда на знак «Стоп», был третий час ночи.
- Ты че, чайник, мешаешь ехать. Разуй глаза, ночь, где ты тут гаишников увидел?
Я привел только цензурные слова. Вот так пролетели три часа по дорогам Тавды.
По словам инспектора пропаганды ГИБДД Игоря Ляпустина, который недавно присутствовал на месте страшного ДТП на 32 км трассы Тавда-Увал (на снимке), аварии со смертельным исходом случаются, в большинстве своем, из-за превышения скоростного режима.
- Печально, что обочины наших дорог превратились в импровизированный погост с венками, крестами и лавочками для помина погибших, - говорит он. - Едешь, смотришь на венки и вспоминаешь лица изувеченных и погибших людей. Все это – итог пренебрежения Правилами дорожного движения. Но даже эти кладбищенские аксессуары на обочинах никак не влияют на поведение водителей. В подтверждение этого расскажу о последнем ДТП со смертельным случаем. Пока была перекрыта трасса на месте аварии, собралось немало людей – водителей с понурыми взглядами, обеспокоенных женщин и детей. Все смотрели на груды металлолома, недавно еще бывшими автомобилями. Но когда трассу открыли для движения, автомобили после места аварии резко набирали скорость, слышен был только шум от визга колес. Куда они мчатся, непонятно. Может быть, за следующим поворотом их ждет судьба тех несчастных, которых все видели лежащими на обочине. Замечу, если бы в «Ладе» водитель и пассажир были пристегнуты ремнями безопасности, таких трагических последствий точно удалось бы избежать.
ЧТО движет людьми, вызывающе пренебрегающими элементарными нормами безопасности на дорогах, подвергающими опасности и себя, и окружающих? Наверное, недостаток общей культуры, что и является тем отправным пунктом, за которым начинаются все беды в нашей жизни, в том числе и гибель людей на дорогах.
 
Руслан ЯКОВЛЕВ
Уважаемые тавдинцы, предлагаем вам оформить подписку на газету «Тавдинская правда». Чтобы быть в курсе всех последних новостей в округе и области: образование, ЖКХ, культура, медицина, интересные люди Тавды и многое, многое другое. Предлагаем уникальную возможность оформить подписку на очень выгодных условиях, сэкономив при этом семейный бюджет. С этого года у всех наших подписчиков есть возможность раз в год бесплатно разместить поздравление для своих близких. Все подробности по телефонам: (34360) 5-26-18 или по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Ленина, 78а (бывшая аптека «АСКО-сервис»), 1 этаж.