Будущее начинается сегодня
пн, 2023-11-27 16:51
Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект об особом регулировании детских школ искусств. Документ содержит положения, которые позволят создать необходимые условия для сохранения и развития уникальной отечественной системы подготовки творческих кадров. Успешные выпускники детских школ искусств смогут получать преференции при приеме в профильные училища и ВУЗы.
Начнем с того, что Президент РФ Владимир Владимирович ПУТИН призвал министра культуры Ольгу ЛЮБИМОВУ не допустить превращения детских школ искусств «в кружки при домах пионеров». Он напомнил, что еще в советское же время были созданы музыкальные школы и школы искусств, и это немножко другой уровень подготовки, и совершенно другие цели. Она в свою очередь заверила главу государства, что ведомство занимается модернизацией детских школ искусств, заботясь о сохранении «золотого стандарта» качества обучения в этих школах.
Как сказали китайские мудрецы, «большой путь начинается с первого шага»,- то есть поступления в Детскую школу искусств.
Итак, ребенок принят. Крайне редко родители ставят целью приобретение профессионального образования, чаще всего причина поступления – расплывчатое «попробуем», параллельно с зачислением в различные кружки и секции. Иногда можно услышать парадоксальные высказывания родителей: «Будет получаться – купим пианино» или «мольберт с красками». Мысленно разведешь руками и подумаешь: «А плавать без воды не пробовали?».
Ну и решающий период – последние годы в школе, самое время для выбора профессии. Профессиональное самоопределение - событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Практика времени показывает, что не все учащиеся в одинаковой степени могут четко представить, чего они хотят, кем они видят себя в будущем.
- Я учусь в восьмом классе и уже не однократно поменяла свой выбор профессии. Год назад думала, что точно буду врачом-педиатром, а сегодня решила, что хочу стать переводчиком и работать в большом городе в хорошей туристической фирме, - делится Юлия.
- Еще не определился, кем хочу стать в будущем. Есть несколько вариантов, но они так не похожи между собой: программист, пилот и фармацевт. Вот как сделать выбор? Где гарантия, что я в девятом классе определюсь со своим направлением? – поделился семиклассник Артем.
Важную роль в выборе профессии для учащихся имеет мнение родителей (законных представителей). Одним из главных мотивов выбора профессии и учебного заведения являются: престиж будущей профессии, уровень заработной платы и, как показывают многочисленные статистические опросы, только на третьем месте интерес к содержанию выбранной профессии. Молодые люди стали практичнее и дальновиднее в своей жизненной перспективе.
- Я не стану своего ребенка настраивать на какую-то профессию, которая не будет интересна ему. Сегодня очень большой выбор профессий, а наши дети очень разносторонние. Нужно поддержать детей и помочь им, - поделилась родительница Маргарита Николаевна.
Профессиональная ориентация, введенная во всех образовательных организациях, представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.
Выбранная профессия должна приносить радость и удовлетворение только в том случае, если она выбрана правильно, соответствует интересам и склонностям человека и находится в полной гармонии с призванием.
Работа Детской школы искусств в этом направлении должна быть нацелена на оказание помощи и поддержки учащимся в профессиональном самоопределении. Современное образование в Детской школе искусств (далее ДШИ) ставит перед педагогическим коллективом ряд очень больших и важных задач, одной из которых является повышение привлекательности статуса творческой профессии.
- На региональном и муниципальном уровнях Детские школы искусств получают директивы о необходимости увеличивать количество поступающих в ССУЗы и ВУЗы. Тема профессиональной ориентации выпускников на сегодняшний день весьма актуальна, - начала разговор директор ДШИ Наталья Александровна БАТОВА.
Следует заметить, что после ССУЗа студент поступает на первый курс ВУЗа, срок обучения в котором составляет четыре года, а не три, как во многих профильных учебных заведениях. Поэтому у многих ребят, а среди них встречаются и выпускники 11 классов средних образовательных школ, возникает много вопросов по поводу сроков обучения.
Профориентация в тавдинской ДШИ представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения учащегося: создано образовательно-воспитательное пространство.
Для профориентационной работы ДШИ располагает необходимым учебно-методическим обеспечением образовательного процесса: кадровым составом высокого уровня и достаточной материально-технической базой.
Основные дидактические принципы профориентационной деятельности в ДШИ - это связь теории с практикой; последовательность и систематичность; вариативность; создание ситуации успеха; деятельностный подход; прочность усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.
Для реализации дидактических принципов ДШИ располагает следующими ресурсами: кадровый потенциал, когда в учреждении работает высокопрофессиональный, стабильный и творческий педагогический коллектив.
Далее идет сам учебный план, где основным отличием федеральных государственных требований от образовательных стандартов является ориентация на результаты обучения, представленные в виде компетентностной модели выпускника.
В ДШИ созданы условия для творческого и личностного развития ребенка, которые впоследствии могут помочь с профессиональным определением.
- Предпрофессиональные программы шести и восьми лет направлены на выявление одаренных детей в области искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
Формирования у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области искусства. Кроме этого, подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области определенного вида искусства, - продолжает Наталья Александровна.
Предпрофессиональные программы разработаны с учетом обеспечения преемственности дополнительных программ и основных профессиональных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусства; сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Взаимодействие с профессиональными средними и высшими образовательными организациями, также как и во всех образовательных учреждениях, осуществляется и в тавдинской ДШИ.
- Мы взаимодействуем с Асбестовским колледжем искусств». Данное взаимодействие заключается в методической, кадровой, образовательной, информационной направленности. Работа ведется через индивидуальное консультирование, участие в вебинарах, семинарах, творческих конкурсах и так далее. Через реализацию совместных творческих проектов, концертов, обучения на подготовительных курсах в рамках дней открытых дверей и многое другое, - продолжает Наталья Александровна.
Выпускники Детской школы искусств Тавды ежегодно становятся студентами Вузов и средне-специальных учебных заведений в сфере культуры. Так, например, в 2023 году пять выпускниц хореографического отделения ДШИ (Валерия КОНДАКОВА, Ксения ФЕДОРОВА, Юлия ГРУЗДЕВА, Арина ВОРОНОВА, Диана КИЯШКО) поступили в профильные учебные заведения города Тюмени.
Этот год также был весьма плодотворным и удачным в сфере поступления учащихся ДШИ. 12 девочек блестяще сдали вступительные экзамены и поступили в различные учебные заведения городов Тюмени и Екатеринбурга, показав свою подготовку. В будущем они станут прекрасными специалистами в своих областях.
Эти девочки учились в ДШИ на отделениях изобразительного и хореографического искусства. Неоднократно принимали участие в различных конкурсах.
Наш общий долг - сохранить преемственность уникальной системы непрерывного образования в области искусства, поднимать значимость и престиж профессии педагога. Это путь продолжительный, на многие годы. Однако, «дорогу осилит идущий».
Елена Бородина,
фото из архива ДШИ
Уважаемые тавдинцы, предлагаем вам оформить подписку на газету «Тавдинская правда». Чтобы быть в курсе всех последних новостей в округе и области: образование, ЖКХ, культура, медицина, интересные люди Тавды и многое, многое другое. Предлагаем уникальную возможность оформить подписку на очень выгодных условиях, сэкономив при этом семейный бюджет. С этого года у всех наших подписчиков есть возможность раз в год бесплатно разместить поздравление для своих близких. Все подробности по телефонам: (34360) 5-26-18 или по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Ленина, 78а (бывшая аптека «АСКО-сервис»), 1 этаж.