Тавду спасёт дорога на север

Мэр Тавды Виктор Лачимов хочет вернуть своему округу статус индустриально развитой территории. На прошлой неделе он заявил об этом в областном правительстве на заседании совета стратегического развития. Экономические реформы 1990-х годов сильно подкосили муниципалитет, но шансы кардинально изменить ситуацию есть, заявил глава.
Ставка на природу
Самый восточный округ области с населением 33,6 тысячи человек переживает трудные времена. Градообразующие предприятия в Тавде отсутствуют, до областного центра — 360 километров. Река Тавда, вокруг которой расположен муниципалитет, когда-то была судоходной, но пассажирские перевозки по ней прекратились — изменилось федеральное законодательство. По этой же причине не функционирует местный аэропорт.
Чтобы выжить, населению приходится вести мелкий бизнес (в основном, в торговле) либо ездить на заработки вахтовым методом в ХМАО (благо до Тюмени 120 км). Единственная отрасль экономики, которая развивается в Тавде, это деревообработка. На территории работает фанерно-плитный комбинат, экспортирующий свою продукцию в российские регионы, страны СНГ и дальнего зарубежья. Но в одиночку вывести округ из кризиса он не может. 
Глава Тавды предложил областному правительству нестандартный ход: в ближайшие 17 лет развивать в муниципалитете туризм, сельское хозяйство (что Тавде исторически несвойственно) и переработку… даров природы. Главное богатство округа – экологически чистая окружающая среда, сказал Лачимов. Озёра, сосновые боры, ландшафтные заказники и термальные источники с водой, насыщенной йодом, могут привлечь в муниципалитет тысячи туристов. 
Грибы и зоопарк
Только в этом году тавдинцы собрали на своей территории почти две тонны грибов и шесть тоннягод – клюквы, черники, брусники, малины. Переработка дикоросов становится для округа всё более востребованной, и это направление глава намерен развивать. 
- Второй год у нас работает инвестор из Москвы, занимается выращиванием и переработкой ягод. Местная компания «Сибирский гриб» поставляет наши грибы в обработанном и замороженном виде во Францию. Потихоньку эта отрасль набирает обороты, – сказал Лачимов. 
Базу отдыха «Родничок», где расположен местный термальный источник, глава Тавды планирует сделать оздоровительным курортом. Хлоридная, натриевая, йодо-бромная вода способствует лечению органов пищеварения, движения и нервной системы (к слову, всего в Тавде есть восемь скважин с такой водой, но сегодня действует только одна). 
Рядом с базой, у деревень Васьково и Саитково, мэр планирует организовать рекреационную зону – с музейно-этнографическим комплексом (этнодеревней, этнорестораном, конным центром и центром ремёсел), дачным посёлком и круглогодичным зоопарком, где на вольерном и открытом содержании будут жить животные Урала – медведи, волки, кабаны, куницы, лисы. 
- Уверен, это место отдыха будет востребовано. Всё чаще к нам приезжают тюменцы – покупают земельные участки, строят коттеджи, живут всё лето, – сказал глава. 
Для развития сельского хозяйства Виктор Лачимов предложил создать в муниципалитете агропромышленный парк: комбинат по переработке мяса, молока и рыбы, зоны переработки овощей и зерновых культур, точки фасовки и упаковки продукции. 
- Так повелось, что сельское хозяйство у нас почти не развивали. Но с недавнего времени несколько крестьянско-фермерских хозяйств возобновили работу. Перспективы есть. Есть условия – большие заливные луга для выпаса скота. Будем активно работать в этом направлении, – сказал мэр. 
Дорога на север
Презентуя стратегию округа, Виктор Лачимов подчеркнул – Тавда начнёт развиваться стремительно, если между округом и ХМАО появится прямое автомобильное сообщение. Сегодня муниципалитет, к сожалению, не является транзитной территорией. Связь с соседним регионом – основным потребителем продукции округа – осуществляется только по железной дороге. Отсутствие автотранспортной инфраструктуры негативно сказывается на инвестиционной привлекательности Тавды. 
- У нас разработан межрегиональный проект «Дорога на север», руководство ХМАО готово в нём участвовать, трасса очень нужна, прошу областное министерство транспорта оказать содействие, – сказал мэр на заседании совета. 
Проект предполагает, что за счет средств Свердловской области будут построены дороги: Екатеринбург – Ирбит – Тавда – д. Герасимовка (асфальт), д.Герасимовка – пос. Карабашка (грунтовка, щебёнка) и пос. Карабашка – граница области с ХМАО (грунтовка). Общая протяжённость – более 100 км. За счёт средств ХМАО планируется построить дорогу: граница ХМАО с областью – пос. Куминский (грунтовка) и пос. Куминский – г.Урай (асфальт). Общая протяжённость – около 50 км. 
По словам Лачимова, власти ХМАО уже начали прокладывать часть трассы навстречу Свердловской области. И дорожный вопрос не стоит откладывать. Ведущий заседание министр экономики и территориального развития Свердловской области Александр Ковальчик поддержал главу: 
- Знаю, что эта дорога есть в планах правительства, но на отдалённую перспективу. Прошу министерство транспорта обострить этот вопрос при утверждении областной стратегии. Дорогу делать нужно и как можно скорее. 
Сотрудники министерства, присутствовавшие на заседании, пообещали ещё раз тщательно изучить ситуацию. 
 
 
Юлия Бабушкина
Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделиться с друзьями: